Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки
Image

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СТАЦИОНАРНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ «ЖЕЛЕЗНОГОРСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ «НАДЕЖДА»

307174, КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСК,
УЛ. ПРИВОКЗАЛЬНАЯ, ЗДАНИЕ 7

«На заметку родителям»

 

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СТАЦИОНАРНОГО

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«Железногорский детский дом – интернат «Надежда»

           

Рекомендации для родителей

Логопед Пергаева Л.А.

«Речь начинается со звукоподражаний»

 

С чего начинается слово? Конечно, со звука. Точно также осознанная речь ребенка начинается со звукоподражаний. Произнесение звукоподражаний способствует тренировке артикуляционного аппарата, дает возможность соотносить слово и предмет, который оно называет, а, следовательно, ускоряет переход к полноценной речи.

Сначала этот процесс напоминает эхо: взрослый говорит — ребенок повторяет за ним. Чтобы повторение было осознанным, необходимо заниматься этим в процессе игры или практической деятельности ребенка.

Прежде чем развивать речевое подражание, следует учить подражанию в целом, т.е. научить ребенка подражать движениям рук, ног, головы, а также действиям с предметами. Хорошо развивают подражательные способности регулярные занятия пальчиковыми играми.

Если ваш ребенок научился подражать вашим движениям и действиям, то можно переходить к речевому подражанию:

 

1) Вначале работаем над гласными.

  • Девочка качает куклу: «А-а-а!». Одновременно имитируем укачивание куклы. Обращаем внимание ребенка на свой рот, показываем, как нужно открывать рот, когда поем.
  • У мальчика болит ухо: «О-о-о!». Прижимаем ладошку к уху и качаем головой.
  • Показываем игрушечную лошадку: «И-и-и!». Обращаем внимание малыша, что губы растянуты в улыбку.
  • Гудит пароход: «У-у-у!». Демонстрируем, как губы вытянуты трубочкой.

 

2) Далее отрабатываем слияния гласных звуков.

  • Маша заблудилась в лесу: «Ау! Ау!».
  • Ребенок плачет: «Уа! Уа!».
  • Показываем ослика, говорим: «Иа! Иа!».

 

3) Переходим к произнесению согласных звуков, которые имеют определенный смысл.

  • Чайник кипит: «П-п-п!». Давай попыхтим также.
  • Качаем колесо: «С-с-с». Руками показываем, как работаем насосом.
  • Деревья шумят: «Ш-ш-ш». Поднимаем руки, качаем ими из одной стороны в другую.
  • Показываем пилу (картинку или игрушку): «Сь-сь-сь». Выполняем движения вперед-назад ребром ладони или игрушечной пилой.
  • Поет комар: «З-з-з». Указательным пальцем рисуем в воздухе круги.
  • Поет жук: «Ж-ж-ж». Можно предложить посоревноваться с крохой, чей жук дольше пожужжит.
  • Греем ручки: «Х-х-х». Показываем, как дышать на руки. - Ёжик фыркает: «Ф-ф-ф». Предлагаем пофыркать, как ежики.

 

4) Далее – звукоподражательные слоги и слова.

 

  • Подражание голосам животных (самая любимая тема у всех детей):

 собака – гав, коза – ме-е, лягушка – ква, кукушка – ку-ку, мышка – пи-пи и т.д.

  • Произнесение междометий: мяч упал – ах, чашка разбилась – ох, папа делает зарядку – ух!
  • Подражание бытовым шумам:

 часы тикают – тик-так, вода капает – кап-кап, малыш топает – топ-топ, ножницы

режут – чик-чик и т.д.

  • Подражание транспортным шумам: машина – би-би, поезд – ту-ту, паровоз – чух-чух и т.д.
  • Подражание музыкальным звукам: песенка – ля-ля-ля, колокольчик – динь-динь, барабан – бом-бом, дудочка – ду-ду и т.д.

 

Работая над звукоподражаниями, родителям необходимо помнить:

  1. Разучивать звукоподражания необходимо в игре.
  2. Использовать картинки или игрушки.
  3. Артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения органов артикуляции взрослого.
  4. Речь взрослого должна быть правильной и эмоциональной.
  5. Слова и фразы нужно произносить неоднократно.
  6. Закрепляем изученные звуки во время прогулки на улице. Видим кошку, напоминаем: «Мяу», поехала машина, напоминаем «Би-би».
  7. Также закрепляем при чтении книг и рассматривании иллюстраций к ним.

 

Желаю успехов!