Профилактика компьютерной зависимости у детей
Причины и степени компьютерной зависимости
Причины возникновения компьютерной зависимости:
-отсутствие контроля со стороны родителей, неумение ребенка самостоятельно играть, организовывать свою игру;
-дефицит общения в семье, т.е. стремление заменить компьютером общение с близкими людьми;
-родители не осознают взросление ребенка и не изменяют стиль общения с ним;
-ребенку дома не комфортно, т.к. у него нет личного пространства, где бы он чувствовал себя хозяином;
-низкая самооценка и неуверенность ребенка в своих силах, зависимость его от мнения окружающих;
-замкнутость ребенка, его неприятие сверстниками;
-незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером.
Для профилактики компьютерной зависимости родителям можно рекомендовать выполнять следующие правила.
Введите четкий режим. «Общение» с компьютером для дошкольника 20-30 минут в день. Старайтесь не поддаваться на слезы, капризы и жалобы ребенка. Реагируйте спокойно, терпеливо объясняйте, детей помладше отвлекайте другими занятиями.
Поощряйте и хвалите детей. Именно в этом скрыт один из волшебных ключей, открывающих дверь во внутренний мир наших детей. Не скупитесь хвалить ребенка за вымытую посуду, умение одеваться или дружную, спокойную игру с другими детьми. В компьютерные программы для детей заложено очень много поощрений, которые дети не слышат от большинства родителей. Компьютер не устает хвалить малыша, подчеркивает его способности, ум, ловкость, необыкновенность, позитивно реагирует даже на проигрыш и ошибки, в то время как взрослые часто относятся к промахам ребенка противоположным образом – раздражаются, срываются на крик. Относитесь ровно, индифферентно к успехам в компьютерной игре, ведь поощрение и так уже заложено программой.
Родители – образец подражания. Не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка (с учетом своих норм, естественно). Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор, компьютер? Ваше освобождение – лучший рецепт для профилактики зависимости у ребенка.
Контролируйте занятость ребенка (кружки, широкие интересы). Приобщайте к домашним обязанностям. Культивируйте семейное чтение. Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.