Часто родители от логопеда получают рекомендацию развивать мелкую моторику рук. А что это такое? Почему это так важно? Как развивать? Предлагаю обсудить это подробно.
Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук. Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук, стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга. Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно).
Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук :
Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструирование, аппликация, изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, пилотка, самолет).
Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без речевого сопровождения.
Пальчиковый театр.
запускать пальцами мелкие «волчки»;
разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);
барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
махать в воздухе только пальцами;
собирать все пальцы в щепотку;
нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;
завязывать узелки на шнурке, веревке;
застегивать (расстегивать) пуговицы;
играть с конструктором, мозаикой;
складывать матрешки, пирамидки;
рисовать в воздухе;
мять руками поролоновые шарики, губки;
рисовать, раскрашивать, штриховать;
резать (вырезать) ножницами;
выполнять аппликации;
скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл);
перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы);
«пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом);
Игра «Кулак-ребро-ладонь» (сначала одной рукой, потом другой, затем вместе. Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела.
Очищать крутые яйца. Чистить мандарины, банан .
Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.
Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать).
Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка). 7. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты.
Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.