Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки
Image

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СТАЦИОНАРНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ «ЖЕЛЕЗНОГОРСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ «НАДЕЖДА»

307174, КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСК,
УЛ. ПРИВОКЗАЛЬНАЯ, ЗДАНИЕ 7

Общие показатели деятельности дома-интерната

«Железногорский детский дом - интернат «Надежда» создан в 1993 году. Учреждение рассчитано на 35 койко-мест, предназначено для оказания социальных услуг в полустационарной, стационарной и надомной формах социального обслуживания детям - инвалидам от 4 до 18 лет, а также молодым инвалидам от 18 до 25 лет  с ТМНР.

 

В детском доме находится 45 воспитанников, в том числе 28 детей - инвалидов (5 - из числа детей, оставшихся без попечения родителей, 23 - находящихся в трудной жизненной ситуации) и 17 молодых инвалидов. Все воспитанники относятся к категории лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития: синдром Дауна, расстройства аутистического спектра, детский церебральный паралич и прочие генетические заболевания, которым необходим постоянный уход и сопровождение и получающих следующие социальные услуги:

 

- социально – бытовые;

 

- социально - медицинские;

 

- социально - психологические;

 

- социально - трудовые;

 

- социально - правовые;

 

- услуги, в целях повышения коммуникативного потенциала воспитанников

 

- социально - педагогические.

 

Все услуги, детям до 18 лет, предоставляются бесплатно.

 

         За 12 месяцев 2023 г. оказано услуг 146 721 по 50 наименованиям.  Социально-бытовые (16 наименований) - 66175; социально-медицинские (19 наименований) - 32786; социально-психологические (1) - 6853; социально-педагогические (4) – 19092; социально-трудовые (2) -7392; социально-правовые (3) – 700; услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов (4) - 14423.

Целью работы ОБУССОКО «Детский дом «Надежда» является максимальная адаптация воспитанников к жизни в социуме, используя существующие и создавая новые условия и возможности.

Воспитанники обучаются трудовым навыкам, навыкам самообслуживания, поведения в быту, общественных местах, расширяют свои коммуникативные возможности, учатся толерантному отношению друг к другу. Осуществляется подготовка воспитанников к самостоятельному или сопровождаемому проживанию, в зависимости от возможностей конкретного воспитанника.

Социальная адаптация включает в себя формирование санитарно-гигиенических навыков, навыков хозяйственно-бытового труда, комплекс методов, приемов и практических бытовых процедур, способствующих достижению ребенком-инвалидом независимости. Обучение практическим навыкам личной гигиены и ухода за внешностью, самообслуживание, в том числе с помощью технических средств реабилитации, обучение навыкам посильного хозяйственно-бытового труда Прием пищи самостоятельно, умывание, причесывание, пользование туалетом, привитие правил безопасности при выполнении гигиенических процедур (посещение туалета, ванной, душа, правила использования предметов и средств личной гигиены, одевание (переодевание, обувание (переобувание, подбор одежды по назначению, складывание одежды. Обучающие занятия по формированию навыков хозяйственно-бытового труда: уборка, стирка и глажение, мелкий ремонт одежды, приготовление простейших блюд, нарезка и чистка продуктов, пользование посудой, обращение с электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями (электрический, чайник, плита, микроволновка, утюг, стиральная машина, телевизор, пылесос, холодильник, блендер, мультиварка, мясорубка, колющими и режущими предметами происходит на базе комнаты социальной адаптации, которая оборудована вспомогательными ТСР  и приспособлена для обучения детей – инвалидов бытовым навыкам в соответствии с их спецификой имеющихся заболеваний, формирование основ безопасного поведения в быту и общественных местах, проведение мероприятий по повышению уровня коммуникативного потенциала сопровождение несовершеннолетнего в различные учреждения, организации; обучение его на практике персональной сохранности, социальному общению в различных социальных структурах (дома, в учебном заведении, в больнице, магазине и т. д.), различных жизненных ситуациях.

Для реализации основной цели работы с особенными детьми в детском доме функционируют следующие структурные подразделения:

- отделение медико- социальной реабилитации - работа которого направлена на укрепление и сохранение здоровья воспитанников, осуществление мероприятий, согласно ИПР, по результатам диспансеризации, проведению оздоровительных мероприятий, согласно, имеющейся в учреждении лицензии на осуществление медицинской деятельности  по оказанию первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной медико- санитарной  помощи по педиатрии, психиатрии,  физиотерапии, по медицинскому массажу,  по лечебной физкультуре, по диетологии.

-отделение психолого - педагогической помощи – работа которого направлена на оказание квалифицированной помощи специалистами психолого- педагогического профиля: педагог  - психолог, учитель - дефектолог, логопед, социальный педагог , воспитатели групп в социально  - средовой ориентации и социально- бытовой адаптации, направленной на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, коррекцию нарушений в психоэмоциональной сфере, в высших психических функциях, развитие познавательной активности.

- отделение социальной адаптации для молодых инвалидов - работа которого направлена на оказание квалифицированной помощи специалистами в подготовке к сопровождаемому или самостоятельному проживанию в социально - средовой ориентации и социально - бытовой адаптации, с развитием компенсаторных возможностей сохранных функций.

- «Микрореабилитационный центр» - работа которого направлена на оказание социальных услуг реализации краткосрочных программ реабилитации (абилитации) детей - инвалидов в домашних условиях, с обучением законных представителей навыкам развивающего ухода и пользованием ТСР.

С 2021 года услуги по реабилитации и абилитации детей–инвалидов оказываются в надомной форме социального обслуживания. Реализация программы «Надежда в каждый дом» позволяет осуществлять психолого-педагогическое и медицинское сопровождение детей-инвалидов и их семей в привычной для них домашней обстановке, что крайне важно для сохранения и укрепления семьи, воспитывающей ребенка с особенностями развития. В рамках деятельности микрореабилитационного центра обслужено на дому 58 детей-инвалидов, в частности: детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в сочетанности различных патологий (25 чел.), дети с синдромом Дауна (13 чел.), РАС (11 чел.), ДЦП (6 чел.) и других генетических заболеваний (3чел); По программе «Новые возможности» услуги по реабилитации и абилитации смогли получить 35 человек, из них 29 человек – дети – инвалиды, 6 человек – молодые люди с ментальными нарушениями. «Школу реабилитации и ухода» посетили 83 человека из числа родственников и близкого окружения получателей социальных услуг.

На базе учреждения с 2021 года в рамках программы «Надежда в каждый дом» функционирует «Пункт проката реабилитационного оборудования», по реабилитации и абилитации детей-инвалидов в домашних условиях, предоставляющий ТСР, коррекционно - развивающие оборудование для обеспечения возможности его использования при реабилитации и абилитации инвалидов в домашних условиях.

За истекший период 39 семей воспользовались реабилитационным оборудованием, предоставляемого «Пунктом проката реабилитационного оборудования».

Заключено 39 договоров на безвозмездное использование реабилитационного и развивающего оборудования   в домашних условиях.

На базе ОБУССОКО «Детский дом «Надежда» функционирует «Школа реабилитации и ухода для родителей» в рамках реализации регионального комплекса мер «Новые возможности», где ведется работа с родителями/ законными представителями по демонстрации, подбору и обучению (в том числе на дому) пользованию техническими средствами реабилитации и реабилитационным оборудованием, которое может быть использовано в домашних условиях. 83 родителя (законных представителя) и других членов семей, обучены навыкам ухода, реабилитации и абилитации детей - инвалидов в том числе пользованию техническими средствами реабилитации и реабилитационным оборудованием в домашних условиях.

В работе детского дома основной упор делается на сохранение и укрепление семей, воспитывающих детей с инвалидностью.  Функционирует отлаженная система сопровождения данных семей созданным в учреждении мультидисциплинарным консилиумом. Ведется комплексная работа с участием всех специалистов психолого-педагогического и медицинского профиля, что позволяет профилактировать и предотвращать эмоциональное выгорание родителей, что в конечном итоге положительно сказывается на семейной ситуации в целом.

В рамках реализации регионального комплекса мер «Новые возможности», программы «Социальная передышка», проекта «Микрореабилитационный центр», деятельности «Школы реабилитации и ухода для родителей»,  «Родительского клуба «Мы вместе», «Клуба отцов»  функционированию группы кратковременного пребывания отлажена  система социального сопровождения семей воспитывающих детей-инвалидов, с целью оказания помощи семьям и профилактики отказа от детей с особенностями развития работа проведена с 89 семьями.

Специалисты оказывают услуги по реабилитации и абилитации детей-инвалидов и детей с тяжелыми формами инвалидности на дому по средствам создания домашней реабилитационной среды. В рамках действующего на базе интерната проекта «Выездной микрореабилитационный центр» (45 выездов мобильной бригады; обслужено 9 детей с инвалидностью) и «Домашний микрореабилитационный центр» (41 ребенок-инвалид обслужен на дому) осуществляется оказание реабилитационных (абилитационных) услуг на дому по месту проживания ребенка.

В ОБУССОКО «Детский дом «Надежда» получение различных услуг предоставляется в полном объеме, на основании заключенных договоров с получателями социальных услуг и разработанными индивидуальными программами предоставления социальных услуг (90 индивидуальных программ реабилитации и абилитации). Также в учреждении реализуются технологии способствующие организации жизнеустройства ментальных инвалидов с использованием механизмов социального сопровождения в рамках реализации с 2019 года программы «Подготовка к сопровождаемому проживанию» (16 воспитанников). Для реализации данной практики обеспечена своевременная подготовка квалифицированных кадров (16 человек) и включение трудовых функций по сопровождению ментальных инвалидов.

Созданы условия, позволяющие поддерживать домашний уклад жизни, самостоятельность ментальных инвалидов, их социальную активность, внедрение эффективных практик развивающего ухода за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации и в соответствии с программой «Доступная среда» и поквартирному обустройству всех групп.

В ОБУССОКО «Детский дом «Надежда» ведется работа по поддержке лиц, осуществляющих родственный уход за совершеннолетними ментальными инвалидами, а также опекунов и попечителей в рамках функционирования родительского клуба «Мы вместе», «Клуба отцов» по средствам индивидуальных консультаций специалистов учреждения. Всего было оказано 1570 консультаций. Из них плановые консультации -1560, самостоятельные обращения – 10.

«Детский дом «Надежда» имеет возможность предоставления услуг в полустационарной форме и группе кратковременного пребывания (24 человека). Это позволяет предоставить возможность лицам, осуществляющим родственный уход за несовершеннолетними ментальными инвалидами, а также опекунов и попечителей от ухода, на период пребывания воспитанника в учреждении.

В ОБУССОКО «Детский дом «Надежда» своевременно и в полном объеме предоставляется медицинская помощь, а также проводится ежегодная диспансеризация воспитанников. Медицинская деятельность в организациях осуществляется на основании лицензий на осуществление медицинской деятельности.

Воспитанники, имеют заключение врачебной комиссии с участием врача – психиатра с предварительным рассмотрением возможности предоставления социального обслуживания на дому или в полустационарной форме в соответствии с нуждаемостью гражданина. Проводится ежегодное освидетельствование воспитанников для решения вопроса об их дальнейшем содержании в организациях социального обслуживания.

Между ОБУССОКО «Железногорский детский дом-интернат «Надежда» и ОБУЗ «Железногорская городская больница № 1» заключено соглашение о безвозмездном сотрудничестве при осуществлении медицинской, в том числе паллиативной помощи воспитанникам детского дома.

Диспансерное наблюдение воспитанников проводится совместными силами медицинской службы ОБУССОКО «Железногорский детский дом-интернат «Надежда» и детской поликлиники ОБУЗ «Железногорская городская больница № 1». В случае необходимости воспитанники получают консультации врачей-специалистов и стационарное лечение в медицинских организациях города Железногорска и города Курска.

Общее количество воспитанников, получающих диетическое питание в 2023 г., составляет 35 человек.

Диспансерное наблюдение воспитанников проводится совместными силами медицинской службы ОБУССОКО «Детский дом «Надежда» и детской поликлиники ОБУЗ «Железногорская городская больница № 1» ежегодно (договор о сотрудничестве от 02.09.2019 г.).

При внимательном изучении личностных качеств, особенностей взаимодействия с окружающим миром, поведения и коммуникативных умений детей с особыми потребностями происходит не только диагностика их психоэмоционального состояния, но и решение их психологических проблем, исправление недостатков, познание окружающего мира и самопознание, что приводит к формированию новых путей развития и личностного роста. Создание  благоприятных условий, требуемых для реализации ребенком с ограниченными возможностями своих жизненно необходимых потребностей, создание доброжелательного социального окружения, оптимальных условий обучения и воспитания делает не только успешной его социализацию, но и дает возможности для полноценной его личностной реализации, развития способностей, делает его жизнь наполненной и полноценной и способствует   устойчивой совокупности социально значимых черт, овладение ими способствует успешной  социальной адаптации и интеграции в общество.